Нормативная система регулирующая отношения в обществе

Проблемам нормативного регулирования уделялось и регулирующая уделяется достаточно большое внимание со стороны тех ученых, сферой исследовательских интересов которых становилось общество в том или ином его проявлении. Однако нельзя считать, что данная проблема себя исчерпала, так как, во-первых, нормативность в обществе величина не постоянная, динамическая и субъективная, а во-вторых, подвижны и сами формы выражения социальной нормативности. Кроме того, на систему нормативного регулирования влияют и иные, несоциальные, например, технические, биологические, нормы. Следовательно, нельзя ограничивать исследование регулятивного воздействия на поведение людей исключительно социальными правилами, поскольку нормативность и стандартизация – явления надобщественные. Структуризация и упорядочение представляют собой явления самой природы. В связи с данными обстоятельствами можно расширить систему социально-нормативного регулирования и дополнить ее нормами, не являющимися собственно социальными, но оказывающими существенное влияние на общественные отношения (например, некоторые технические, биологические, физические и т. д.) нормами. В связи с данной исследовательской позицией в работе обосновывается, что нормы, регулирующие общественные отношения, – это социальные и связанные с ними эталоны, образцы, стандарты, правила, с помощью которых обеспечивается взаимодействие людей. Данные нормы направляют течение общественной жизни в определенное русло. Нормы, регулирующие общественные отношения, есть объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, определители границ должного и возможного. Границы поведения обусловливаются двумя основными параметрами.

Первая группа – это объективные обстоятельства, определяющие само существование норм и их восприятие человеком. С одной стороны упорядоченность физических, химических, биологических процессов служит своего рода образцом для формирования нормативности в технике и собственно социальном регулировании. С другой стороны, регулирующее влияние ограничено физическими кондициями человеческого организма.

Вторая группа параметров, обусловливающих границы поведения человека, включает в себя субъективные обстоятельства нормативного регулирования общественных отношений. Нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие возникают, видоизменяются; третьи навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования норм, регулирующих поведение в обществе, – фактор субъективный. Они основываются на объективных факторах, но используются людьми.

С учетом анализа обстоятельств, обусловливающих нормативное воздействие на поведение людей, основы нормативной системы, регулирующей общественные отношения, характеризуются следующими обстоятельствами.

1). Нормы, регламентирующие общественные отношения, имеют объективное и субъективное содержание.

2). Собственно социальные (субъективные) и связанные с ними необъективные нормы образуют социально-нормативную систему.

3). С помощью норм регулируются как взаимоотношения отдельных субъектов социальных взаимосвязей, так и общества и личности в целом.

4). Нормы обязательны и обеспечены деятельностью соответствующих социальных институтов либо естественными факторами.

5). Нормативность внешне выражается в форме системы правил, имеющих преимущественно ценностный либо внеценностный характер.

6). С помощью норм имеет смысл регламентировать только стабильные и имеющие широкое распространение взаимосвязи между людьми.

7). К социально-нормативным средствам следует относить целый ряд локальных норм, которые складываются во взаимоотношениях родственников, коллег, сотрудников, друзей и т. д.

8). Особенности и видовой состав норм, регулирующих поведение людей, напрямую зависит от регулируемой сферы общественных отношений.

Общественные отношения регулируются собственно социальными и иными стандартами поведения (биологическими, физическими, техническими и др.), которые, несмотря на различную природу, взаимодействуют как система. В связи с данным обстоятельством любой нормативный регулятор общественных отношений испытывает на себе влияние иных норм в отдельности и всей системы нормативного регулирования в целом. Следовательно, социально-нормативная система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих норм, носящих объективный или субъективный характер и обусловливающих общественные отношения.

Структура общества, неоднородность выполняемых людьми функций предопределяет неравнозначность их социальных позиций. Каждый человек занимает определенную социальную нишу в зависимости от своего пола, возраста, образования, жизненного опыта, образа жизни. Все эти характеристики определяют его статус.

Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек[1].

Статус – определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность.

Различают следующие виды статусов:

1. Предписанный (прирожденный) статус – пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле. Однако прирождённый статус не обязательно бывает пожизненным. Известны случаи произвольного выбора людьми даже даты своего рождения.

2. Достигаемый статус (приобретенный) – это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д. Формальный статус – официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).

3. Неформальный статус – не требующий формального закрепления (друг, лидер группы).

4. Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них – это статус человека, его права и обязанности, другой статус – член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.[2]

Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль.

Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает – подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.

Основные характеристики социальной роли:

1. Социальная роль – это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом – все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Роль – это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

И если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов.

2. Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая предоставляет личности сценарий поведения, в котором представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевое ожидание существует в виде правил, инструкций, норм поведения. Эти стандарты создают целостный образ того, как следует себя вести. Этот образ воспринимается как требование, поведение, предуказание.

3. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает. Например, поведение начальника предполагает одну систему норм, поведение подчиненного – несколько иную.

Возможны расхождения между ролевыми предуказаниями и общечеловеческими требованиями: искренность, как ценность приоритетнее приветливости, но в поведении гостя последняя важнее. Гость не должен, проявляя искренность, признаваться в том, что ему не понравился предложенный обед.

4. Социальная роль – это достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности, ее фантазии. В армии степень ролевой регламентации достаточно велика. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, труд которого примитивен и не требует соблюдения жестких правил.

5. Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения (женщины, сына, учителя и т. д.) в данном обществе.

Применительно к культурно-вариативной составляющей социальной роли в разных странах возникают различия, обусловленные своеобразием культур, в которых один и тот же статус может иметь разный престиж (например, статус учителя).

Большую роль в формировании ролевого стандарта поведения играет система ценностей, принятая в обществе, нормы взаимоотношений.

Взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения.

Если ценности задают как бы общее направление деятельности групп и индивидов, цели, к которым принято стремиться, и средства, с помощью которых этих целей принято добиваться в данной конкретной общности, то нормы регулируют конкретные поведенческие акты.

Социальные нормы возникают в результате приспособления групп к окружающей среде. Они призваны обеспечивать устойчивость групп или достижение ими целей деятельности (для целевых групп). Нормы тесно связаны с ролями.

Нормы - правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами группы и их ролевыми функциями. Иными словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы - к поведению всех членов группы либо определенной категории ее членов[3].

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространенное в учебной группе, может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, определяемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкают к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Между тем сравнение различных обществ и социальных групп показывает, что даже самоочевидные, на первый взгляд, нормы, в других обществах могут отсутствовать вовсе или вместо них могут действовать прямо противоположные.

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам. Назовем наиболее важные из них.

1. Модальность нормы. Нормы могут быть предписывающими и запрещающими.

  ·   Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (поведенческий образец - behavioral pattern, англ.) считается желательным или обязательным в той или иной ситуации.

  ·   Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми или нежелательными в данной социальной группе.

Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.

2. Степень обязательности норм. С этой точки зрения можно выделить:

  ·   нормы-правила - основные («жесткие») нормы, обязательные для членов какой-либо группы;

  ·   нормы-ожидания - «мягкие» нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не определяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обязательные. Примером норм-ожиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются допустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации[4].

За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.

3. Степень формализации норм. Нормы бывают формальные и неформальные. К формальным нормам относятся нормы, которые четко зафиксированы в письменной форме, максимально однозначны и предписаны данной группе более широкими социальными общностями, составной частью которых они являются или которые ими управляют. Неформальные нормы - правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой.

4. Наконец, можно предложить еще одну классификацию социальных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но которая, тем не менее, имеет очень большое значение в повседневной жизни. Все нормы можно поделить на количественные и качественные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение человека по отношению к какому-нибудь социально значимому параметру. А каждый параметр является либо количественным, либо качественным.

Так, норма поведения может состоять в том, что мужчинам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения - пропускать или не пропускать. С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что неудобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нормативный параметр - количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое значение при определении отклоняющегося поведения.

В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точного соблюдения правил[5].

Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе. Иными словами, социальные нормы относятся к сфере социального контроля.

Цель социального контроля - обеспечить конформное поведение личности, которая соответствует принятым обществом нормам поведения и системе ценностей с учетом стабильности и гармоничности функционирования общества как динамичной саморегулирующейся системы.

В частности, различают три функции социального контроля:

1. регулятивную — контроль является одним из главных элементов социальной регуляции поведения людей;

2. охранительную — контроль способствует сохранению общезначимых ценностей: жизни, здоровья, собственности и т. д.;

3. стабилизирующую — обеспечивается единообразное поведение людей в сходных ситуациях, контроль способствует предсказуемости поведения и социальному порядку[6].

Исходя из перечисленных функций, подразумевается наличие соответствующего «санкционного» механизма, который относится к внешней форме социального контроля. Он, в частности, «состоит из системы правовых и неправовых мер, запретов и воздействий. По характеру социальные санкции разделяются на санкции, основанные на принуждении, то есть такие меры, физического или психологического воздействия, которые вопреки воле человека или даже под страхом наказания заставляют придерживаться определенных стереотипов и правил поведения, а также санкции, которые основой своей имеют убеждение, осуществляющееся на доверии».

Таким образом, социальный контроль обладает существенным признаком, в отличие от социального управления: так, если социальное управление представляет собой процесс целесообразного воздействия государства на общественные процессы, то социальный контроль — это по сути своей процесс сохранения целостности социального пространства, в нашем случае - общества.

Соответственно, социальный контроль может быть представлен в качестве третьего режима, или формы социального управления - в частности, в качестве охранительного режима наряду с преобразовательным (социальное администрирование) и стабилизирующим (социальное регулирование). Социальное управление, таким образом, будет включать в себя три формы (режима): социальный контроль, социальное регулирование и социальное администрирование. Вырисовывается и картина с функциями последнего; в частности это охранительная, стабилизационная и преобразовательная функции[7].

Социальная норма – это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества. Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.

В этом отношении важны следующие признаки социальной нормы:

  ·   она является по своей природе образцами, стандартами поведения;

  ·   это мера позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;

  ·   обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и таким образом, является носителем прескриптивной информации;

  ·   носит обязательный характер;

  ·   представляет собой только такое правило, которое может применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, то есть имеют общий, а не индивидуальных характер;

  ·   создается в результате социально-волевой деятельности людей;

  ·   обеспечивается соответствующими средствами и объединениями людей;

  ·   исторически создается самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной - упорядочивает их поведение.

  ·   обусловлена уровнем развития общества;

  ·   в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она - проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;

  ·   норма - это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее»;

  ·   регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обзывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации;

  ·   имеет следующую структуру «если…, то…., иначе».

Исходя из этого, можно говорить, что социальные нормы представляют собой регулятор поведения, но обратное утверждение неверно: поведение, соответствующее нормам, вовсе не означает согласие с ними.

Существование и развитие социальных норм, место и функции нормативно-регулятивной системы в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

1. каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация.

2. в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социальных форм. Не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В современных условиях, требующих во все большей степени конкретизации границ свободы человека как автономной личности; в социальном регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность - то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию.

3. тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов.

4. по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, в том числе на необходимость в условиях современной цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы.

Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Разница между ценностями и нормами заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм.

Ценности - разделяемые нормативная система регулирующая отношения в обществе в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Каждая социальная группа поддерживает определенные личные цели как индивидуальные ценности; в то же время достижение общей цели рассматривается как общегрупповая ценность. Таким образом, ценности, как и цели, бывают общегрупповые и индивидуальные.

Индивидуальный характер ценности не означает, что она не должна быть признана группой. Если цели (индивидуальные или групповые) закрепляются в групповом сознании и воспринимаются как объективно существующие и определяющие поведение человека или группы, то они превращаются в терминальные ценности.

Если какой-либо член группы преследует свои цели, непонятные и не принятые в данной группе (или даже неизвестные ей), то такие цели не являются ценностями. Например, если в компании чисто прагматических «бизнесменов», заинтересованных только в том, как поделить дешевый кредит, появляется человек, желающий заняться благотворительной деятельностью и развитием культурной среды и пытающийся получить деньги под эти цели, такие цели не будут выступать как ценности для данной группы. И если привычной «инструментальной ценностью» в такой группе является «стрелка», то вряд ли совместная молитва (которая в принципе также могла бы разрешить проблему) будет воспринята как инструментальная ценность, хотя наш меценат вполне может ее предложить.

Ни одна группа не может существовать без выработки собственной системы ценностей, определяющих как индивидуальное, так и общегрупповое поведение. И, наоборот, в любой социальной группе, существующей достаточно длительное время, неизбежно вырабатывается система ценностей как «узаконенных», конвенциальных целей и средств их достижения.

Группа никогда не принимает лишь одну ценность. Ценностей всегда несколько, иногда - даже очень много. Ценности, принимаемые той или иной группой, образуют систему ценностей.

Почти никогда не бывает так, чтобы отдельная группа вырабатывала систему ценностей, изолированную от других групп данного общества. Подавляющую часть своих ценностей она воспринимает в обществе, к которому принадлежит.

Тот факт, что ценности образуют систему, не означает, что отдельные ценности не могут противоречить друг другу. Наконец, индивиды могут одобрять эти ценности нередко только формально, а иногда и притворно.

Часто внешним выражением отношения индивида к социальным нормам выступает конформизм - стремление индивида (подгруппы) соответствовать ценностям и нормам доминантной или референтной группы.

Конформизм представляет собой характеристику поведения индивида или подгруппы по отношению к группе. Конформизм, так же, как и консенсус, может проявляться на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. И так же, как в случае с консенсусом, эти три формы совсем не обязательно разделяются каждым членом группы.

Начало экспериментальному исследованию явления конформизма положили американские исследователи. В 1930-40-х гг. XX в. С. Эш и М. Шериф провели ряд исследований влияния большинства группы на индивидуальное мнение испытуемых. Около трети испытуемых, попадая в окружение «подставных» лиц, дающих заведомо неверные ответы относительно восприятия какого-либо объекта, присоединяются к этим показаниям, несмотря на их очевидную ложность.

Исследования американских психологов изначально были направлены на выявление того, как мнение большинства влияет на установки меньшинства. Внимание европейских исследователей, наоборот, было сосредоточено на группе как целостном образовании, а также на проблеме лидерства. Было показано, что индивиды, входящие в группы, обладают разным статусом. В зависимости от статуса, а также от особенностей своего поведения меньшинство может не только не подчиниться нормам большинства, но и заставить последнее изменить свои нормы[8].

В частности, английский исследователь Г. Таджфел показал в серии экспериментов, что:

1. стремление принадлежать к группе является фундаментальным свойством человеческой натуры;

2. люди стремятся поддерживать «своих», даже если это не сулит им явной личной выгоды;

3. групповая идентичность сохраняется, даже когда прекратилась совместная групповая деятельность, ради которой эта группа возникла (была создана);

4. многие важные для человека социальные группы и квазигруппы не выбираются и не создаются им в процессе самостоятельной деятельности; они существуют независимо от воли отдельного конкретного человека, и он оказывается их членом помимо собственного желания (родительская семья, класс в школе, дворовая компания, подразделение в армии, этнос и т. д.);

5. активное меньшинство зачастую значительно сильнее влияет на мнения отдельного рядового члена, чем пассивное большинство, и нередко именно его мнение утверждается в группе как общепринятое.

Процесс развития как социальных, так и индивидуальных качеств личности сопровождается непрерывным взаимодействием с социальной средой, в ходе которого происходит восприятие и усвоение индивидом различного рода информационных воздействий. Наиболее важными из них являются те, которые можно было бы охарактеризовать как ценностную информацию, представляющую собой систему социальных норм и ценностей. Ценностная информация является разновидностью информации социальной, которая рассматривается как отражение в общественном сознании объективной реальности, процессы отражения разнообразия, происходящие в общественном бытии независимо от сознания. При этом ценностная информация возникает на основе общественной практики - высшей формы преобразующей деятельности.[9]

Социальные нормы и ценности выступают в качестве важнейших системообразующих элементов общественного сознания в целом, их усвоение составляет сущность процесса социализации. В то же время социальная норма выступает регулятором поведения личности лишь при условии её отражения сознанием возведение в степень мотива побуждения для эмоционально-волевой структуры сознания личности, обеспечивающей действия, соответствующие этой норме. Поэтому взаимодействие с социумом является стимулом для активизации неосознаваемых архетипов, влияющих на личностный рост.


Источник: http://geolike.ru/page/gl_8469.htm

Закрыть ... [X]

Словарь основных терминов - Политология - Учебные материалы Черкеска как одежда



Нормативная система регулирующая отношения в обществе Нормативная система первобытного общества - это. Что такое
Нормативная система регулирующая отношения в обществе Нормативная система, регулирующая отношения в обществе
Нормативная система регулирующая отношения в обществе Тесты по праву для учащихся 9 классов Контент-платформа
Нормативная система регулирующая отношения в обществе Теория государства и права. Учебник для бакалавров
Нормативная система регулирующая отношения в обществе Правоведение (право, основы права Учебное пособие)
Нормативная система регулирующая отношения в обществе НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ
Нормативная система регулирующая отношения в обществе 12 идей стрижки с выбритыми висками
Нормативная система регулирующая отношения в обществе Sister s ВКонтакте
Антибиотики в стоматологии при зубной боли, воспалении десен и Виды плетения золотых цепочек: ценный подарок для мужчин и женщин Гель-паста для багетной лепки Royal - «Я нашла отличную Детская одежда Coo Chi Coo - купить в Киеве в интернет Зависимость курса доллара от цены на нефть и обратная К чему снится выпадение зубов: сонник Аденто. ру КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Студопедия Кухонный фасад: какой материал лучше? Масло для волос Schauma Уход Отзывы покупателей