При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если при возбуждении уголовного дела в отношении прокурора уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 29.11.2010 N 318-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 13 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 06.06.2007 N 90-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 98-ФЗ)

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 448

1. Данная статья предусматривает особенности возбуждения уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК, а также привлечения их в качестве обвиняемых, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, и, кроме того, принятия в ходе предварительного расследования решения об изменении квалификации деяния, если тем самым ухудшается положение указанных лиц.

2. Отказ от возбуждения уголовного дела в отношении лиц, указанных в п. п. 1 — 8 ч. 1 ст. 448 УПК, принимается в обычном порядке, т.е. в соответствии со ст. ст. 144, 145, 148 УПК.

3. Возбуждение уголовного дела и (или) привлечение к уголовной ответственности указанных в коммент. статье лиц возможно только после предусмотренной соответствующим законом процедуры лишения их неприкосновенности. При этом член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут быть привлечены к уголовной ответственности только с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ (ст. 19 Закона о статусе депутата).

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генпрокурора РФ той или иной палатой Федерального Собрания. При этом по данному представлению ею принимается мотивированное решение, которое в трехдневный срок доводится до сведения Генпрокурора РФ.

Отказ палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации (депутата Государственной Думы) неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет его прекращение. Решение о прекращении уголовного дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 20 Закона о статусе депутата).

4. О возбуждении уголовного дела, его прекращении или вступлении в законную силу приговора суда в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в 3-дневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 19 Закона о статусе депутата).

5. Сообщение о совершении преступления членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы незамедлительно направляется соответствующему прокурору, который лично проводит его проверку или поручает ее проведение следователю. Если по результатам проверки прокурор придет к выводу о наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, он направляет материалы проверки прокурору субъекта РФ. В свою очередь, если тот не согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения достаточности данных для возбуждения уголовного дела, он вправе принять одно из следующих решений: а) об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК), б) о направлении сообщения по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК), в) о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК).

Если прокурор субъекта РФ согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности оснований для возбуждения уголовного дела, то он передает материалы проверки Генпрокурору РФ, который вправе вынести решение: а) об отказе в возбуждении дела (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК) или б) о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК).

Если Генпрокурор РФ придет к выводу о необходимости принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, то он направляет в Верховный Суд РФ представление о даче заключения о наличии в действиях названных лиц признаков преступления.

6. Внесению Генпрокурором РФ представления в Верховный Суд РФ в отношении судьи Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 коммент. статьи), судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, областного и приравненного к нему суда, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда (п. 4 ч. 1 коммент. статьи), а в областной или приравненный к нему суд — в отношении иных судей (п. 5 ч. 1 коммент. статьи) предшествует аналогичная изложенной выше процессуальная процедура. Под «иными судьями» при этом имеются в виду судьи иных федеральных судов, мировые судьи, судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия.

7. Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, связанные с ограничением прав судьи либо с нарушением его неприкосновенности, до возбуждении против него уголовного дела допускаются только на основании судебного решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ (в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда) либо судебной коллегией в составе трех судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (в отношении иного судьи).

8. Заключение суда (соответствующей судебной коллегии) об отсутствии в действиях судьи признаков преступления является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет за собой безусловный отказ Генпрокурора РФ от возбуждения уголовного дела.

9. Если суд признает, что в действиях депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации или судьи имеются признаки преступления, то, получив такое заключение, Генпрокурор РФ направляет его вместе со своим представлением о лишении их неприкосновенности и даче согласия на возбуждение уголовного дела соответственно в Государственную Думу, Совет Федерации, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ — в соответствующий суд, судьи областного и приравненного к нему суда — в Высшую квалификационную коллегию судей РФ; судьи иного суда — в квалификационную коллегию судей соответствующего субъекта РФ. При этом в представлении Генпрокурор РФ обязан обосновать, что совершение деяния, которое вменяется в вину указанным лицам, не обусловлено их позицией при осуществлении своих должностных полномочий, а также не связано с другими законными действиями депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, соответствующими их статусу.

10. Если уголовное дело возбуждено в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генпрокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации неприкосновенности.

11. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

12. Лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации (ч. 4 коммент. статьи) означает дачу согласия на возбуждение против них уголовного дела, привлечение их в качестве обвиняемого, а также на исполнение судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве обыска. По решению палаты от Генпрокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. При рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты может участвовать депутат Государственной Думы и член Совета Федерации, в отношении которого внесено представление. О принятом решении в 3-дневный срок извещается Генпрокурор РФ (ст. 20 Закона о статусе депутата).

13. Отказ в даче согласия на лишение неприкосновенности указанных лиц допускается только в случае, если производство названных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в соответствующей палате или связано с иными законными действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. При наличии отказа соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации и на возбуждение против них уголовного дела производство по делу невозможно, Генпрокурор РФ обязан принять решение об отказе в его возбуждении согласно п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

14. Такие же правовые последствия влечет отказ Конституционного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей субъекта РФ в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении соответствующего судьи (ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей).

15. Порядок рассмотрения представления Генпрокурора РФ Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей соответствующего субъекта РФ определяется ст. ст. 21 — 25 ФЗ от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2005) <>.

———————————

<> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278.

16. Если при расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении иных лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, будут установлены доказательства, дающие достаточные основания для привлечения в качестве обвиняемого кого-либо из должностных лиц, указанных в п. п. 1, 3 — 5 ч. 1 коммент. статьи, то материалы направляются прокурору субъекта РФ для решения вопроса о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Если прокурор субъекта РФ согласится с выводами следователя, то он направляет материалы уголовного дела Генпрокурору РФ, а если тот придет к выводу о достаточности данных для привлечения лица в качестве обвиняемого — направляет представление в суд для получения заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, а затем в соответствующий орган, правомочный дать согласие на лишение неприкосновенности этого лица и на производство указанного процессуального действия.

17. Аналогичен порядок принятия Генпрокурором РФ решения об изменении в ходе следствия по уголовному делу квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, если при этом ухудшается положение депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) либо соответствующего судьи (ч. 6 коммент. статьи).

18. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

19. Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления), а также производство расследования являются исключительной прерогативой органов прокуратуры. При этом на время расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

20. Принятие акта об отстранении от должности Генпрокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела относится к компетенции Совета Федерации. Президент РФ полномочен внести предложение в эту палату Федерального Собрания по этому вопросу (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» <>).

———————————

<> СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364.

21. Сообщение о преступлении, совершенном Генпрокурором РФ, принятое в соответствии со ст. ст. 140 — 143 УПК, незамедлительно направляется соответствующему прокурору (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК), который проводит его проверку. Материалы проверки направляются прокурору субъекта РФ, и если тот придет к выводу о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении Генпрокурора РФ, то он незамедлительно направляет собранные материалы в Верховный Суд РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Порядок рассмотрения им представленных материалов аналогичен порядку рассмотрения представления Генпрокурора РФ в отношении лиц, указанных в п. п. 1, 3 — 5 ч. 1 коммент. статьи.

22. Если Верховный Суд РФ примет решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генпрокурора РФ, то он должен быть временно отстранен от должности (ч. 1 ст. 42 Закона о прокуратуре). Президентом РФ при этом издается акт о временном отстранении Генпрокурора РФ от должности.

23. Вопрос о привлечении Генпрокурора РФ в качестве обвиняемого решается аналогичным образом. Причем, принимая решение о привлечении Генпрокурора РФ в качестве обвиняемого, Верховный Суд РФ постановляет в нем о временном отстранении его от должности на период производства предварительного следствия (см. коммент. к ст. 114).

24. Порядок проверки сообщения о совершении преступления лицами, указанными в п. п. 6 — 8 ч. 1 данной статьи, аналогичен порядку, установленному для проверки сообщения о совершении преступления Генпрокурором РФ. Однако в отношении этих лиц материалы проверки направляются не в Верховный Суд РФ, а Генпрокурору РФ, и если тот при рассмотрении поступивших к нему материалов проверки придет к выводу о наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, то он выносит соответствующее постановление, а расследование уголовного дела поручает следователю прокуратуры либо прокурору.

25. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения своих полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, если указанные процессуальные действия осуществляются в ходе производства по уголовному делу, связанному с исполнением им полномочий Президента РФ, за исключением возбуждения в отношении него уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления (ч. 1 ст. 3 Закона о гарантиях Президенту).

26. Для привлечения бывшего Президента РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу установлен иной порядок (ч. 7 коммент. статьи). Он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ. Для этого Генпрокурор РФ в течение трех суток направляет представление в Государственную Думу, которая должна вынести постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Вместе с представлением Генпрокурора РФ оно в 3-дневный срок направляется в Совет Федерации, который не позднее чем в 3-месячный срок с момента вынесения постановления Государственной Думой рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Генпрокурора РФ, принимает по этому вопросу постановление, которое в течение трех суток направляет ему.

27. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении его неприкосновенности является обстоятельством, которое исключает производство по уголовному делу, и оно должно быть прекращено.

28. Отрешение Президента РФ от должности согласно ст. 102 Конституции возложено на Совет Федерации. Оно возможно только на основании обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, совершенных в связи с исполнением им своих обязанностей. Выдвижение обвинения и отрешение от должности Президента РФ происходит на основе процедуры, состоящей из нескольких этапов. Обвинение против Президента РФ вправе выдвигать только Государственная Дума. Для этого ею образуется специальная комиссия, которая оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Данная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает (при их наличии) документы, заслушивает представителя Президента РФ, причем обвинение может быть выдвинуто по инициативе не менее 1/3 (одной третьей) депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 93, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции). Решение о выдвижении обвинения в отношении Президента РФ на заседании Государственной Думы принимается квалифицированным большинством — двумя третями голосов от общего числа депутатов.

29. Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента РФ направляется в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии в его действиях признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. Следует отметить, что соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления по запросу Совета Федерации должно подтверждаться заключением Конституционного Суда РФ (ч. 7 ст. 125 Конституции).

30. Особенности привлечения в качестве обвиняемого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации наряду с коммент. статьей предусмотрены также ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека. Согласно ей требуется получение согласия Государственной Думы не только на привлечение Уполномоченного по правам человека к уголовной ответственности, но и на производство в отношении него задержания, ареста, обыска, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.

31. В соответствии со ст. 29 Закона о Счетной палате Председатель Счетной палаты, его заместитель и аудиторы Счетной палаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату. При этом уголовное дело в отношении указанных должностных лиц может быть возбуждено только Генпрокурором РФ. Кроме того, указанным Федеральным законом определено, что инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии Счетной палаты.

32. Сообщение о преступлении, совершенном депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, немедленно передается соответствующему прокурору (см. ст. 151 УПК), который поручает проведение проверки следователю прокуратуры или проводит эту проверку лично. После завершения проверки, если прокурор придет к выводу о наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела против депутата, материалы направляются прокурору субъекта РФ. Тот рассматривает материалы и, придя к выводу о наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, безотлагательно направляет их вместе с представлением о необходимости получения согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа).

33. Представление прокурора рассматривается судебной коллегией соответствующего суда, состоящей из трех судей, в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд с участием прокурора, депутата, в отношении которого внесено представление, и его защитника. По результатам рассмотрения представления прокурора судебная коллегия дает заключение о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях депутата, о которых говорилось в представлении.

34. При даче судебной коллегией заключения о наличии в действиях депутата признаков преступления прокурор субъекта РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела или поручает его расследование следователю прокуратуры либо прокурору. Если судебная коллегия даст заключение об отсутствии в действиях депутата признаков преступления, то прокурор должен вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела согласно п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

35. Вопрос о привлечении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в качестве обвиняемого в случае, когда в ходе расследования по другому уголовному делу будут установлены достаточные доказательства, дающие основания для привлечения депутата в качестве обвиняемого.

36. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя (независимо от ведомственной подчиненности), адвоката либо о привлечении их в качестве обвиняемого (п. 10 ч. 1 коммент. статьи) принимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора — вышестоящий прокурор. Сообщение о преступлении, совершенном указанными лицами, немедленно передается прокурору района (города) — в отношении следователя и адвоката, а в отношении прокурора — вышестоящему прокурору. Тот поручает проведение проверки сообщения следователю прокуратуры или проводит эту проверку лично. Если по завершении проверки прокурор придет к выводу о наличии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, то он безотлагательно направляет районному судье по месту совершения деяния представление о даче заключения о наличии либо отсутствии признаков преступления в действиях прокурора, следователя или адвоката.

37. Представление прокурора судья районного суда рассматривает в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд с участием прокурора, лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника. Заключение судьи о наличии в действиях соответствующего должностного лица или адвоката признаков преступления является основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, расследование которого поручается следователю прокуратуры либо производится самим прокурором. Если же судья даст заключение об отсутствии в действиях указанного лица признаков преступления, то это является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу, и влечет принятие решения об отказе в его возбуждении (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК). Аналогичным образом решается вопрос о привлечении в качестве обвиняемого прокурора, следователя и адвоката.


Источник: http://ugolovno-processualniy-kodeks-rf.com/statya-448-vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/

Закрыть ... [X]

Возбуждение уголовного дела / Уголовно-процессуальное право РФ Король с мечом тату



При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора 2.2. Особенности возбуждения уголовного дела, производства
При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Порядок возбуждения уголовного дела юридический портал
При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Возбуждение уголовного дела прокуратурой
При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Порядок возбуждения уголовного дела
При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора «Сонник Зубы приснились, к чему снятся во сне Зубы»
При возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Виды, стили татуировок. 1. Все о тату - каталог статей о
Все проститутки Москвы: путаны, шлюхи, индивидуалки Деление волос на зоны "Приемы стрижки" Как восстановить ресницы после наращивания: основные правила Как сделать причёску самой себе: советы и инструкции с фото и видео Купероз, розацеа лечение - Ruboril Expert