Проблема толерантного отношения к детям с овз

Наталья Николаевна Фалалеева
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ в контексте ФГОС ДО

Выступление воспитателя высшей квалификационной категории Фалалеевой Н. Н. с презентацией из опыта работы "Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО" на методическом объединении воспитателей Центрального района г. Волгограда "Роль дошкольных образовательных организаций в формировании культурно- толерантной личности"

1 слайд название темы выступления

2 слайд определение значения толерантности дано на разных языках.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Большой энциклопедический словарь) Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. (Из «Декларации принципов толерантности», принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.)

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду и адаптацию в ней.

Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

В нашем детском саду обучаются и воспитываются дети с ОВЗ: с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы стремимся к созданию таких условий в ДОУ, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. А это возможно только в интегративной среде. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным (терпимым) не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает проявление их способностей и возможностей. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более гуманными, толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах.

Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны.

Основная проблема — это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников.

3 слайд «Люди на свете рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать»

На слайде представлено понятие - толерантность в виде нескольких его составляющих. Нам сегодня подробнее хотелось бы остановиться на таких составляющих, как:

-принятие другого таким, какой он есть;

- уважение прав другого;

- уважение человеческого достоинства;

-сотрудничество

4 слайд

Направления формирования толерантности в детском саду:

1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста ведется по трем направлениям:

а) позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, разной национальности и вероисповедания

б) обучение детей общению со сверстниками и взрослыми, способам разрешения конфликтов

в) изучение национальных особенностей и традиций других народов на примере фольклора.

2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.

5 Слайд

формы работы по формированию толерантности у дошкольников:

• Игровая образовательная ситуация, направленная на побуждение детей к толерантному поведению. Данная форма строится на гуманистической позиции, субъект - субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса;

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта;

– недопущение, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

• Проведение тематические праздников, дней и недель: день вежливости, день прав ребенка, день добрых дел, мы помощники и т. д.

• Чтение художественной литературы. Для чтения используются сказки разных народов мира: «Воробей и лиса» (болгарская сказка, «Обезьяна и конфета» (бразильская сказка, «Дедов совет» (латышская сказка).

• Проведение подвижных игр: «Тень», «Стрекоза», «Доброе животное»,

«Охотники», «Горелки», «Воробьи попрыгунчики», «Ловишки» или «Перебежки».

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

7 -8-9 слайд Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

— Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

— Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

10 слайд

Опыт взаимодействия детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками:

• Способствует формированию у здоровых детей эмпатии и гуманности.

• Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу

• Здоровые дети воспринимают своих сверстников с ОВЗ как нормальных членов общества.

• Повышается опыт общения,

формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях

• Повышаются адаптационные возможности детей.

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ в контексте ФГОС до
Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-tolerantnogo-otnoshenija-k-detjam-s-ovz-v-uslovijah-inklyuzivnogo-obrazovanija-v-dou-v-kontekste-fgos-do.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Формирование толерантного отношения к детям с Описание губ у мужчин



Проблема толерантного отношения к детям с овз ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЮДЯМ С
Проблема толерантного отношения к детям с овз 4.4 Теплоемкость
Проблема толерантного отношения к детям с овз Beauty Style Маска кислородная СО2 для восстановления цвета
Проблема толерантного отношения к детям с овз Вертикальный солярий или горизонтальный - какой лучше, что
Проблема толерантного отношения к детям с овз Видеосъемка свадьбы, праздника, мероприятия
Врастает ноготь на ноге - что делать, какой врач лечит Герпес во время беременности: лечение, обострение Интернет-магазин копий брендовых женских сумок, купить Как снять нарощенные ресницы дома Коллективный договор: право или обязанность? Лучшие средства от грибка ногтей: обзор эффективных средств для Маски из крахмала: лучшая альтернатива ботоксу Моё отношение к И.С.Тургеневу Разное Тургенев И.С Мята и лимон градиентный маникюр с фото! - IRecommend

Похожие новости